Транспортировка материальных ценностей связана с высокими рисками, которые ложатся на экспедитора и клиента. Расскажем, как минимизировать их.
Риски при транспортировке грузов
Есть четыре основных причины причинения ущерба:
- Повреждение материальных ценностей в результате аварии, неправильного скоростного режима, несоответствующего такелажа, нарушения правил упаковки, преднамеренной порчи.
- Кража из-за недостаточного обеспечения охранными системами, поведения экспедитора, стечения обстоятельств.
- Несоблюдение правил эксплуатации транспорта и квалификации водителя (поломка машины вследствие нарушений техники безопасности, несоблюдение норм грузоподъемности, перевозка опасных грузов, неквалифицированный или негодный по медицинским показаниям персонал и пр.).
- Сроки доставки срываются из-за задержки в пути, аварии, несоблюдение графика.
Большинство рисков возникает из-за человеческого фактора, как водителя и автомеханика транспортной компании, так и случайных людей (участников дорожного движения, злоумышленников, представителей органов власти).
Погрузка и разгрузка
Правила погрузки относятся не только непосредственно к грузу, но и влияют на безопасность персонала.
- На таре и упаковках должна размещаться исчерпывающая информация о параметрах грузах: хрупкость, воспламеняемость, расположение, способ перемещения и прочие условия.
- Использование специальных средств для погрузки и разгрузки крупногабаритных и тяжелых грузов способствует сохранению здоровья персонала. Необходим расчет центра тяжести транспорта с грузом как единой структуры во избежание аварий, опрокидывания и заносов.
- Закрепление крупногабаритных, легковоспламеняющихся, опасных и хрупких грузов. Длина груза не должна превышать длину автомобиля более чем на одну треть.
- Соблюдение техники безопасности персоналом. Использование средств индивидуальной защиты и транспортно-подъемных механизмов, осторожность при обращении с грузами.
Перевозка
Обеспечение безопасности грузоперевозок состоит из нескольких этапов:
- Работники логистической службы и технический персонал грузоперевозчика производят расчет правильного маршрута и остановок с учетом действующих правил и ограничений в местах проезда, чтобы обеспечить оптимальный график движения груза и снизить потери времени.
- Технические специалисты должны иметь нужную квалификацию и опыт, чтобы проводить правильное обслуживание и выявлять возможные проблемы с автотранспортом. При высокой вероятности поломки следует задействовать резервный автотранспорт. Кроме того, раз в полгода-год автомобиль должен проходить полный техосмотр.
- Обеспечивается безопасность с помощью установления современных охранных систем и приборов связи.
- Необходимо обеспечивать конфиденциальность информации о перевозимых грузах.
- Диспетчер должен быть всегда на связи, чтобы координировать маршрут, решать возникшие проблемы.
- Водитель обязан придерживаться утвержденного графика и маршрута.
- Стоянки на сон и отдых должны располагаться в охраняемых местах с наличием видеофиксации.
- При перевозке ценных грузов нужно дополнительное сопровождение.
- Если требуется повышенная скорость доставки, следует отправлять двух водителей с наличием комфортного спального места в автомобиле.
- При перевозке негабаритных грузов требуется сопровождение во избежание аварии в населенных пунктах.
Ответственность
Клиент несет ответственность:
- за нераскрытие важной информации о грузе;
- если указано в договоре, за правильную упаковку;
- проверку груза перед передачей.
Перевозчик несет ответственность:
- за сохранность груза во время перевозки, самостоятельной погрузки и разгрузки;
- несвоевременную доставку;
- повреждение груза;
- несоблюдение правил перевозки (может быть перенесена на самого водителя).